Период Дзёмон
(простая одежда из одного куска материи, когда облачались в то, что было получено на охоте)
Одежда первобытной эпохи, называемой эпохой Дзёмон, защищала от жары и холода, и видимо тогда одежда использовалась лишь с целью защиты от дождя, ветра и внешних врагов.
Видимо, тогда у одежды не было декоративного значения, и люди облачались просто в полученные на охоте шкуры животных, рыбью чешую, птичьи перья, древесную кору и др.
Затем люди начали заниматься сельским хозяйством и разведением огородов, и появились волокна типа конопли, в результате чего смогли делать ткани с их использованием.
Период яёй
(одежда из одного куска ткани, который оборачивали вокруг себя)
Период яёй — это время, когда жила Химико, управлявшая знаменитым государством Яматай. Согласно китайским историческим хроникам «Вэйчжи вожэнь-чжуань» («Предание о людях «ва» из истории государства Вэй»), женщины носили канто:и (貫頭衣)- большой кусок ткани с прорезью посередине, в который просовывали голову. Эта одежда похожа на пончо, традиционное для таких стран, как Перу.
Мужчины носили одежду, называемую кэсаи (袈裟衣) — связывали впереди кусок ткани, висевший на плечах, а еще один оборачивали вокруг талии и тоже связывали впереди. Это была одежда, по виду похожая на индийское сари.
Также люди высокого социального статуса, как Химико, видимо, носили шелковую одежду.
Очевидно, в период яёй использовали примитивные ручные ткацкие станки и растительные красители, получаемые из индиго и воробейника (яп. мурасакигуса — «фиолетовое растение»).
Одежда того времени делилась на два типа по регионам: на севере страны она изготавливалась из одного куска материи, а одежда южных районов состояла из двух частей, верха и низа.
Период Кофун
(верхняя и нижняя одежда, с запахом «левая пола впереди», похожая на раскроенное и сшитое кимоно)
С наступлением периода Кофун активизировался культурный обмен императорского двора Ямато с континентом и появилось влияние Китая и других стран.
Женщины носили костюм 衣裳 кинумо: куртку 衣 кину с узкими рукавами (筒袖 цуцусодэ), видимо, в подражание китайским образцам, а также низ в виде 裳 мо — длинной юбки, похожей на корейскую чхима чогори.
Мужчины носили 衣褌 кинубакама: такой же верх кину с продолговатыми рукавами и брюки 褌 хакама, перевязанные под коленями шнурками 足結, или 脚結 аюи.
В эту эпоху и женщины и мужчины, в противоположность сегодняшней традиции, запахивали одежду так, что левая пола была впереди. Это можно увидеть по глиняным фигуркам ханива, которые устанавливали вокруг курганов с погребениями того времени[1].
В эту эпоху также стало процветать шелководство.
Периоды Асука/Нара
(одежда, похожая на современное кимоно, с запахом на левую сторону)
В эпохи Асука и Нара через посольства из Японии в государства Суй и Тан в различных сферах проводились заимствования китайского опыта.
В период Асука была установлена «система 12 рангов и головных уборов», чиновничеству были присвоены 12 рангов, и в зависимости от ранга определялся цвет одежды и головного убора, а в эпоху Нара были определены три вида официальной одежды по рангам: 礼服 (райфуку) «парадная одежда», 朝服 (тё:фуку) «придворная одежда», 制服 (сэйфуку) «форменная одежда».
Из одежды тогда был костюм с курткой 袍 хо: (кэттэки-но хо:欠腋袍), или 衣 кину. В качестве придворной одежды правящего класса мужчины носили кину, кожаный пояс и брюки 袴 хакама (увабакама, 表袴), а женщины — кину и юбку 裙 мо. Женщины убирали челку, мужчины носили специальный головной убор. Также поверх мо или хакама надевалась 褶 хирами — один из видов юбки со складками. В эпоху Нара изменился обычай запахивания одежды: теперь правая пола была впереди, а не левая.
Одежда в то время была еще простой, сделанной из пищевых волокон.
[1] По японской традиции, такой тип запахивания кимоно делают покойникам, так как в ином мире все наоборот. Можно предположить, что так как это погребальные фигурки, то вполне вероятно, что и одевали их не как живых, а как покойников.
Сайт yuki-onna.ru
« История японского костюма. Введение История японского костюма. Период Хэйан »