При первом просмотре 10 серии «Сейлор Мун Кристалл» мне сразу же бросился в глаза не генсен, о котором трубили все, а…присяга Ситэнно перед принцем Эндимионом, когда они начали вспоминать свои прошлые жизни. Потому что в этой присяге впервые за всю историю аниме и манги «Сейлор Мун» были названы эпитеты Ситэнно:
Яп. |
Англ. субтитры: |
Перевод |
ジェダイト、忍耐と調和の騎士 | Jadeite, the knight of patience and harmony | Джедайт, рыцарь терпения и гармонии |
ネフライト、知恵と安らぎの騎士 | Nephrite, the knight of intelligence and comfort | Нефрит, рыцарь разума и покоя |
ゾイサイト、浄化と癒しの騎士 | Zoisite, the knight of purification and healing | Зойсайт, рыцарь очищения и исцеления |
クンツァイト、純潔と 慈愛の騎士 | Kunzite, the knight of purity and affection | Кунсайт, рыцарь чистоты и любви (милосердия) |
У меня сразу же возник вопрос, на чем эти эпитеты основаны. Гипотез тут может быть много, но самые очевидные — две:
1) Связь с магическими свойствами камней, названия которых дали имена каждому из Ситэнно
2) Отсылка к качествам буддийских богов Ситэнно.
Эпитеты Ситэнно и магические свойства их камней
Начнем с первой гипотезы – Ситэнно и магические свойства их камней.
Тема символизма минералов в «Сейлор Мун» вообще и в первой ее части очень обширна и сравнительно хорошо исследована русскоязычными поклонниками (см. например, раздел «Символизм» на сайте sailorgalaxy.de) Но далеко не все еще здесь освещено, и как-нибудь я тоже обязательно затрону тему камней Ситэнно.
А сейчас пока лишь будем говорить о возможном влиянии это символизма именно на образы Ситэнно из «Кристалла».
Если исследовать магические свойства камней жадеита, нефрита и кунцита, то мы действительно увидим некоторые соответствия.
Например, вот что говорят справочники о свойствах жадеита, давшего имя «рыцарю терпения (стойкости) и гармонии», Джедайту:
«Жадеит наделяет своего владельца уверенностью в собственных силах и в завтрашнем дне. Он стабилизирует психику человека, делает его уравновешенным и здравомыслящим. Он помогает своему хозяину избегать всяческого рода конфликтных ситуаций, подсказывая ему, какую линию поведения следует выбрать для мирного решения вопроса.» [1]
«…В китайской и тибетской медицине жадеит используется как хороший энергетический стабилизатор. Целители считают, что благородный жадеит своей энергией Ци выравнивает нарушенную биоэнергетику человека, дает эмоциональную зарядку. Энергетика жадеита способна выравнивать и успокаивать эмоциональные всплески, помогает бороться с бесплодием. ….
С древности жадеит разных цветов считался символом всех добродетелей человека: милосердия, ума, стойкости, отваги, справедливости, скромности.
Амулеты из жадеита охраняют от неприятностей и несчастий, вселяют спокойствие, способствуют принятию мудрых решений.»[2]
Здесь действительно прослеживается некоторая связь. Более того, скорее всего характер Джедайта навеян этими магическими свойствами камня – Наоко в концептах всегда описывала его как спокойного и хладнокровного.
Теперь о Нефрите, рыцаре мудрости (разума) и покоя.
«Нефрит обладает сильной энергетикой. Он придает людям чувствомягкости, справедливости, стремление к знаниям, умеренности жизни, смелости и чистоте. Он способствует счастливым переменам, выводит из тупика. Обладать им рекомендуется тем, кто желает изменить свое мировозрение и образ жизни, людям которые ищут просветления. Нефриту приписывают способность давать жизненную силу, крепкое здоровье и долголетие.… Массаж нефритом стимулирует и помогает кровообращению в мозге, снимает утомляемость.»[3]
«…нефрит — камень ума, благих намерений и добродетели. Великий мудрец Конфуций считал этот камень символом гуманности….Нефрит — талисман ученых, символ ума и воинского мужества.»[4]
Как минимум, здесь мы видим явную связь с разумом, но связь с покоем никак не прослеживается.
Что касается цоизита – камня Зойсайта (рыцаря очищения и исцеления), то о нем справочники говорят лишь то, что он связан с сердечной чакрой и может служить в качестве амулета, укрепляющего семейные отношения. Разумеется, у него есть целебные свойства, но они есть и у других камней. Потому можно сделать вывод, что эпитет Зойсайта с камнями вряд ли связан.
И наконец, последний камень – кунцит, соответствующий Кунсайту — «рыцарю чистоты и милосердия (любви, гуманности)». Кунцит – камень, связанный с сердечной чакрой. Его обычно описывают как успокаивающий камень, дающий человеку равновесие ума и сердца, ощущение покоя и гармонии. Медитации с использованием этого камня очищают ауру и сознание.
«Специалисты настоятельно рекомендуют надевать украшения с этим камнем на детей. Кунцит принесет им радость, научит быть честными, открытыми и прямодушными. Более того, камень охраняет малышей от вредного влияния негативной энергии — рассеивает ее и создает вокруг них защитную оболочку.
В качестве талисмана кунцит защищает своего владельца от несчастной любви, обмана, любых видов насилия и злых чар.»[5]
Упоминание о детях здесь особенно интересно, так как слово «милосердие» из эпитета Кунсайта в оригинале имеет значение «отеческая любовь».
Еще одно описание кунцита тоже подтверждает соответствие эпитета Ситэнно свойствам камня:
«Кунцит необычайно сильный камень с высокими вибрациями. Он пробуждает сердечный центр, настраивая на общение и восприятие мира через сердце. Он излучает умиротворение и соединяет со вселенской любовью. Кунцит способствует осознанности и помогает тем, кому трудно войти в медитативное состояние. Он также побуждает к творчеству. Этот камень развивает человечность и желание помогать другим. Кунцит активирует сердечную чакру и соединяет ее с горловым центром и чакрой третьего глаза.»[6]
В итоге мы можем прийти к выводу, что магические свойства камней, давших имена Ситэнно, могли лечь в основу их эпитетов в «Кристалле», но лишь частично. Потому разберем вторую гипотезу – отсылку эпитетов Ситэнно из мира СМ к образам Ситэнно из буддийской мифологии.
[1] http://www.bibliotekar.ru/encKamney/4/1.htm
[2] http://lithotherapy.ru/katalog/zh/zhadeit.html
[3] http://lithotherapy.ru/katalog/n/nefrit.html
[4] http://www.bibliotekar.ru/encKamney/5/22.htm
[5] http://www.bibliotekar.ru/encKamney/4/29.htm
[6] crystalarium.ru/kunzite
Сайт yuki-onna.ru
« Акт 10. MOON-Луна Происхождение эпитетов Ситэнно из «Сейлор Мун Кристалл». Часть 2. Ситэнно в буддизме и японской культуре »