В укиё-э использовались сравнительно дешевые пигменты и красители растительного и минерального происхождения.
Для передачи черного цвета использовали тушь 墨 суми.
Первые монохромные гравюры укиё-э, в которых использовалась для печати только тушь, называются 「墨摺絵」сумидзури-э («картинки, напечатанные тушью»)
Краску белого цвета (известку) получали из измельченной скорлупы моллюска хамагури.
Оттенки красного:
Алый 紅 бэни – получали из цветов сафлора.
Кармин 朱 сю – киноварь (ртуть)
Бенгала (коричнево-красный) – диоксид железа (ржавчина)
Киноварь 丹 тан – свинцовый сурик
Оттенки желтого:
Желтый: куркума, Malus halliana (дерево), аурипигмент (минерал)
Оттенки синего:
Синий (индиго): цветы коммелины (травянистое многолетнее растение), индиго
и др.
Для получения промежуточных оттенков смешивали вышеприведенные пигменты. Кроме того, для большей яркости использовали присыпку золотым, серебряным или слюдяным порошком (эта техника идет еще от живописи ямато-э). Техника, использующая слюдяной порошок по бесцветному фону ,называется 雲母摺 кирадзури (сияющая печать).
Так как краски гравюры быстро выцветают, до наших дней дошло очень немного гравюр, сохранивших цвета такими, какими они были, когда их только напечатали.
С конца эпохи Эдо и до периода Мэйдзи в Японию попадают привозные искусственные красители из Европы, в связи с чем и колорит гравюры этого периода имеет свои отличительные черты.
Синий: берлинская лазурь (яркими примерами использовании этого красителя является гравюра 藍摺 «аидзури» а также знаменитая серия Хокусая «36 видов Фудзи»)
Берлинская лазурь
Светло-розовый (персиковый): родамин
Красный: анилиновый кармин (со времен открытия страны, 1868 г.)
Сайт yuki-onna.ru
« Темы и виды укиё-э (3) Художественные приемы и виды печати в укиё-э »