Ямато-э

admin Рубрика: Японская живопись
3

Ямато-э (大和絵, также может писаться как やまと絵,倭絵, 和絵,日本画)– одна из стилевых концепций японской живописи. Содержание этого термина менялось со временем. Оказала влияние на традицию школ Тоса т Римпа, на гравюру укиё-э, а также на живопись «нихонга». Школа Кано сочетала в себе традиции ямато-э и темы и приемы китайской живописи тушью. Поначалу под ямато-э подразумевалась живопись в «японском стиле» в противоположность кара-э – «живописи в китайском стиле», «Японский стиль» в живописи достиг расцвета в эпоху Хэйан (9-12 века), когда культурное и политическое влияние династии Тан на окружающие страны, в том числе и на Японию, ослабло, и страны, ранее заимствовавшие культурные традиции династии Тан, стали отходить от них и создавать на их основе что то свое. Так, в эпоху Хэйан на основе иероглифов была создана национальная письменность – кана, развивалась поэзия в японском стиле (вака), каллиграфия в японском стиле, а также жанр моногатари – японского романа. Расцвет «живописи в японском стиле» тоже был одним из ряда этих явлений в японском искусстве.

Причем различия между «ямато-э» и «кара-э» состояли не столько в приемах изображения, сколько в тематике произведений. Тематикой «ямато-э» в противоположность «кара-э», были японская природа, люди, литературные произведения, события и пр.

Наиболее распространенным жанром «ямато-э» были иллюстрированные свитки – эмакимоно, на сюжеты японской классической литературы, а также роспись ширм и раздвижных панелей в домах хэйанской знати.

С 14 века под термином «ямато-э» стали понимать не противопоставление «японских» сюжетов «китайским», а традиционную живопись эпохи Хэйан, то есть в понятие стали вкладываться не тематика произведений, а манера художника. В свою очередь, под «кара-э» (или «канга») стали понимать живопись в стиле художников династии Сун. а также образцы китайской живописи, вывезенные непосредственно в Японию.

Впервые слово «ямато-э» было употреблено Фудзивара-но Юкинари в записи в дневнике от 30 числа десятого месяца 999 года ,где он высоко оценивал ширму , расписанную в стиле ямато-э. Примерно в это же время (конец 10 – начало 11 века) созданы иллюстрации к романам «Гэндзи-моногатари», «Уцухо-моногатари», «Исэ-моногатари».

Мы знаем только имена художников начала и середины эпохи Хэйан: Косэ-но Накаока, его сын Оми из школы Косэ, Асукабэ-но Цунэнори, но произведения их не дошли до наших дней, и мы не можем судить о развитии их стиля. Иллюстрированный свиток «Гэндзи-моногатари эмаки» относится к 12 веку, и то, как выглядели свитки 11 века и ранее, для нас остаются загадкой.

Из дошедших до наших дней произведений в стиле ямато-э прежде всего стоит упомянуть иллюстрированные свитки эмаки. Четыре изветных иллюстрированных произведения (Гэндзи моногатари-эмаки, Бандайнагон-экотоба, Сигисан-энги, Тёдзю-дзимбуцу-гига) относятся к концу периода Хэйан (12 век), два последних свитка Тёдзю-гига – к эпохе Камакура. Помимо иллюстрированных свитков, по видимому, было также множество примеров росписи в стиле ямато-э на ширмах и раздвижных перегородках, но до наших дней их дошло немного.

Некоторые известные произведения ямато -э.

    1. 山水屏風 Сэндзуй-бё:бу (Ширма с пейзажем, 11 век, ранее принадлежала храму Тодзи в Киото, находилась в зале для проведения церемоний эзотерического буддизма школы Сингон, ныне находится в Токийском государственном музее.
    2. 聖徳太子絵伝 – Сётоку-тайси- эдэн (Иллюстрированное повествование о принце Сётоку), 1069 год, Хата-но Мунэдзанэ, находится в хранилище токийского государственноо музея, (пожертвование храма Хорюдзи).Ранее украшало стены восточной молельни Хорюдзи.
    3. 源氏物語絵巻 Гэндзи моногатари эмаки, музей Токугава.Genji_emaki_azumaya
    4. 伴大納言絵詞 Бандайнагон-экотоба.
    5. 信貴山縁起 Сигисан-энги (Сказания горы Сиги), Нара,  сокровищница Тёгосонсидзи
    6. 鳥獣人物戯画 Тё:дзю-дзимбуцу-гига, Киото, Такаосандзи.
    7. Росписи на стенах Павильона Феникса Бёдоин, 1053 год – картины относятся к буддийской традиции школы Чистой Земли (амидаизм), однако фоновые пейзажи, рисующие рай чистой Земли Будды Амида,  на них изображены в стиле ямато-э.
    8. Веера, расписанные текстом Сутры лотоса и пейзажами – находится в частичном владении Ситэннодзи (Осака)Senmen-kosyakyou

Сайт yuki-onna.ru

« »

3 комментария на «Ямато-э»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки

Салон итальянской мебели в Москве