Школа Кано

admin Рубрика: Японская живопись
0

Школа Кано 狩野派 (Кано:-ха), одна из крупнейших школ японской живописи, всегда бывшая центром художественного мира, группа профессиональных художников, период деятельности которой продлился 400 лет, с середины эпохи Муромати (15 век) до конца эпохи Эдо (19 век). Основателем ее является Кано Масанобу 狩野正信 , работавший по заказу сёгуната Муромати, а его последователи после падения сёгуната Асикага служа придворными художниками у Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и сёгуната Токугава, благодаря своим связям с правящими кругами занимали центральное место в художественном мире и, как профессиональная группа художников, работали в различных жанрах, от росписей на перегородках, на стенах замков, буддийских храмов до росписей вееров и оказали огромное влияние на японское искусство. Школа Кано примечательна тем, что ее возглавляли представители одного и того же семейства (братья или сыновья), и на протяжении четырех столетий эта «династия» художников занимала главенствующее положение в стране. Аналогов этому почти нет нигде в мире.
Среди самых выдающихся представителей этой школы можно назвать ее основателя Кано Масанобу, служившего 8-му сёгуну Асикага Ёсимаса, его старший сын и наследник Кано Мотонобу 狩野元信, внук Мотонобу, Кано Эйтоку 狩野永徳, работавший над настенными росписями в замках Адзути и Осака, внук Эйтоку, Кано Таниу 狩野探幽, который перенес центр школы из Киото в Эдо, руководивший росписями замков Эдо и Нидзё, Кано Санраку 狩野山楽 , представитель оставшейся в Киото ветви этой династии. называемой «столичной школой Кано».
После установления власти эдоского сёгуната, представители школы Кано как придворные художники должны были выполнять заказы на роспись стен и перегородок замков сегунов. Для того, чтобы выполнять эти масштабные росписи, возникала необходимость работы целой группы художников, возглавляемой художниками одной династии. Из-за этого от художников школы требовалась не выработка своей индивидуальной манеры, а внимательное изучение художественных приемов и лучших произведений своих предшественников в качестве образца для подражания, передававшегося из поколения в поколение..
В связи с этим есть точка зрения, что после Кано Таниу школа теряет творческую выразительность, сосредотачивая усилия лишь на поддержании своего авторитета придворных художников и сохранении традиций. Однако нужно заметить, что такая преемственность является необходимым средством для формирования художественного течения и была характерна в эпоху Эдо не только для школы Кано, но являлась общим для всех школ методом обучения , в том числе и для таких школ, как Римпа и Маруяма-Сидзё, в которых большое значение придавалось реалистичности изображения.
В современную эпоху, когда высоко ценится индивидуальность художника или выразительность внутренней сути, оценки произведений школы Кано не всегда будут высокими. Однако эта школа на протяжении 400 лет занимала центральное место в японской живописи, неоспоримым фактом является то, что из нее вышло множество художников, и вне зависимости от того, хорошая она или плохая, мы не можем говорить о японском искусстве, не будь этой школы. Множество японских художников Нового времени, испытали ее влияние. Огата Корин из школы Римпа и Маруяма Окё из школы «сясэйха» (реализм) начинали именно в школе Кано.
Как уже говорилось, художники школы работали в различных жанрах, то есть делали и крупные росписи на стенах, ширмах, и расписывали веера, а также были известны монохромными росписями по шелку. Если дзэнская монохромная живопись считала своим идеалом простоту и отрешенность от бренного мира, то художники школы Кано вопрощали идеалы правящей власти, стремление доказать свою силу, могущество роскошным убранством замков, для чего требовались торжественные, монументальные, крупные и яркие росписи. Сюжетами произведений чаще всего были пейзажи, цветы и птицы, животные, бытовые сценки. Отличительной чертой росписи Кано являлся золотой фон стен и ширм, который отражал свет в полутемных помещениях замков с небольшими окнами. Мастера школы проводили много времени, создавая внушительные героические композиции на золотом фоне. Художники Кано совершенствовали изображение в китайской стиле облаков, моря ,тумана и др.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки