Общие особенности аниме и манга

admin Рубрика: Аниме и манга, Сейлор-Мун
0

Тем не менее, несмотря на это разнообразие жанров и стилей, аниме и манга подчиняются неким общим правилам, стандартам, образцам, по которым можно сразу же отличить их от русских и западных произведений. Эти каноны породила все та же японская культура, которой от рождения была присуща некая двойственность стандартов, некое противоречие и в то же время гармония между внутренним и внешним, заимствованным и своим,  Японцы кажутся многим совершенно нетворческой нацией, только перенимающей культуру сначала их Китая, а затем из Запада, но если сравнить оригинал и японскую копию, то они будут так же отличаться как небо от земли. И с другой стороны, японцы консервативны и не склонны вносить что то новое, поэтому в любом жанре традиционного искусства Японии вырабатываются четкие каноны и нормы, резкое отклонение от которых не приветствуется. Принцип «каноничности» графики, как и многие другие черты аниме, был заложен еще Осаму Тэдзука, одной из ключевых фигур в истории аниме. Это тоже сильно отличает аниме от западной мультипликации, в которой нет относительно устоявшихся канонов изображения, и каждый рисует, не полагаясь на какие-либо каноны и традиции.

Первая черта аниме и манги, которая бросается в глаза даже профану – это техника изображения персонажей, что является одной из привлекательных черт аниме.. Если в западной мультипликации основным является не прорисовка персонажа, а прорисовка его действий и движений, то в аниме, напротив, на первом месте стоит детальная прорисовка самого персонажа, тогда как движения прорисовываются лишь схематически. Это идет из 60-х годов когда стандартом японского анимационного сериала было 3 кадра в секунду (сегодня – 8-12 кадров в секунду), да и опять же от самой сущности японской культуры, где в центре всегда было созерцание а не действие.

Более того. Персонаж прорисовывается не только внешне, но и «внутренне», то есть для японцев играет очень важную роль подробное описание черт характера, привычек, общественного положения, темперамента героя. Внутренний мир героя играет роль не меньше чем его внешность, и, как правило, даже проявляется в ней. Например, цвет волос часто обозначает характер героя: рыжие – вспыльчивость, белые – спокойствие, черные – нейтральный.

Аниме славятся своими «большими глазами». Но на самом деле не у всех героев глаза одинакового размера и формы. Величина глаз героя может говорить о его возрасте (чем младше, тем больше глаза), о характере (насколько герой «открыт» миру (большие глаза говорят о непосредственности и инфантильности). У парней и мужчин, как правило, глаза меньше, чем у женщин. Кроме того, о характере персонажа может говорить и форма глаз, и их цвет. Например, в «Сейлор-Мун», у героев, околдованных злыми силами, исчезают блики в глазах и тускнеют зрачки. Герой, у которого внешний угол верхнего века поднят, как правило, обладает резким характером, и если опущен –более мягким. У девушек также рисуются ресницы более длинные. Играет роль также одежда, которую носят герои. Она может содержать намеки на занятие, увлечения, прозвище персонажа и многое другое.

Вообще, само изображение лица в аниме отличается от западной или русской анимации. На лице героя западного мультика сильнее всего выделен рот, тогда как герой аниме знаменит своими «большими глазами» (которые, кстати, вошли в более широкое употребление в аниме только в 90-х годах, в том числе и в «Сейлор-Мун») Такая величина и выразительность глаз анимешного персонажа связана вовсе не с желанием японцев иметь глаза как у европейцев ( они не считают свои глаза меньше, чем у европейцев), а с психологической особенностью японцев: они – нация визуалов, т. е. японцы в основном относятся к типу людей ,которые воспринимают информацию в основном глазами, для которых решающую роль играет именно визуальный образ, а не слово (Это связанно с особенностью японского языка, применяющего для обозначения слов не буквы-звуки, а иероглифы, которые обозначают не столько звук, сколько образ и значение. С этой же особенность японского языка связана и более высокая популярность манги, чем литературы, так как язык манги –это тоже своеобразная иероглифика, порождение идеографической системы письменности, де главенствующую роль играют символы, картинки а не звуки). Герой аниме готов созерцать, воспринимать, тогда как герой западного мультфильма готов говорить и действовать.

Вообще, сами идеалы красоты в Японии отличаются, скажем, от русских. Идеалом красоты  и для мужчин и для женщин в японской культуре считается хрупкая фигура, длинные волосы и большие выразительные глаза. Отсюда и идеализированные образы персонажей —   каваий (миленький, хорошенький), окончательно оформившиеся в 90-е. В аниме часто  не бывает супергероев, на взгляд русских и европейцев. Главные герои – это хрупкие и на первый взгляд, слабые внешне, но сильные внутренне, духовно, личности. В этом увязывается противоречие внимания к внешности (каваий) и  внимания к внутреннему миру (дзэнская формула: форма – это пустота, а пустота –это форма).

Интересно то, что при описании персонажа указывают также дату рождения, Знак Зодиака и даже…группу крови героя. На наш взгляд, это кажется излишним, но японцы усматривают связь характера как со Знаком Зодиака, так и с группой крови. Поэтому Группа крови становится как бы еще одним символическим дополнением к описанию героя

Связь группы крови с характером человека

Группа Черты характера
I, 0 Предпочитает гармонию и порядок

Хорошо работает с людьми

Чувствительность

Терпеливость

Доброжелательность

Упрямство

Неумение расслабляться

I, A Стремление к лидерству

Умение добиваться желаемого

Умение выбирать перспективные направления

Вера в свои силы

Эмоциональность

Ревнивость

Суетливость

III,B Индивидуализм

Склонность поступать по-своему

Воображение

Стремление к независимости

IV,AB Спокойствие

Уравновешенность

Способность сочувствовать и развлекать

Притягательность

Резкость

Смотря аниме, европейцы на самом деле, либо просто не замечают многих деталей, которые для японцев имеют особый символический смысл или  придают комичность ситуации, либо понимают их совсем не так. Это объясняется большим различием в традициях, верованиях, приметах, образе жизни, языке, менталитете.

Некоторые аниме напоминают «оживленную» мангу (это касается и предмета нашего обсуждения). В таких аниме часто появляются карикатурные изображения героев маленького роста (тиби), что говорит о том, что герой ведет себя по-детски, надписи, понятные только тому, кто знает японский, маркеры эмоций – особые значки, показывающие чувства персонажа в данный момент.

Маркеры эмоций (найти еще)

Непроизвольное чихание О герое кто-то подумал в данный момент
Огни пламени или бурные волны вокруг героя Герой разгневан
Легкий мерцающий ореол вокруг фигуры Герой под дождем
«потоки слез» из глаз Комическое изображение плача. Как правило, серьезно к этому плачу относиться не стоит
«Капля пота» на затылке Персонаж в неудобном положении, нервничает или боится
Неожиданное падение навзничь Реакция на сказанную кем-то глупость
«Танец с веерами» Традиционный самурайский танец победы. Обозначает то, что герой хочет подбодрить кого-либо
Белая повязка на голове Полная концентрация на своем деле, большое старание

Еще важно знать некоторые отличительные особенности поведения, принятые в японском обществе. Например, в аниме можно увидеть, что герои часто носят повязку на лице. Это показатель того, что герой заболел, так как у японцев принято носить медицинские повязки, если человек простужен.

Царапина на лице может вызывать у персонажа ни с чем не сравнимый ужас, так как для японцев чистое лицо – один из своеобразных фетишей.

В обществе считается неприличным сморкаться в носовой платок. Носовой платок предназначен только для вытирания рук и лба от пота.

Еще одно отличие аниме и манги от западных комиксов и мультиков – большая психологическая глубина и своеобразная философия в большинстве лучших его образцов. Даже в наивных и казалось бы, детских вещах обнаруживается  эта глубина, погружение во внутренний мир героев, своя философия, своя нравственная установка. Это опять же вытекает из японской традиционной культуры, веками развивавшейся изолированно от западного мира. Японская культура, философия, психология нации во многом развились благодаря влиянию буддийской секты дзэн с ее философией пустоты и иллюзорности рассуждений о смысле жизни и приятием жизни «в этом мире» и в то же время стремлением вырваться за рамки реальности, полностью ее осознавая. Отсюда в любом продукте японской культуры взаимодействуют два противоборствующих принципа: с одной стороны, акцентирование на внешности, на картинке, а с другой стороны, не меньшее внимание к душе, к смыслу жизни и внутреннему миру человека.  Отсюда почти любой вид искусства в Японии можно считать массовым или прикладным, а с другой стороны, это массовое и прикладное имеет такую же нравственную ценность, как у нас классика. Многое аниме имеет даже своеобразное «воспитательное» значение, что сближает его с нашими русскими мультфильмами и очень сильно отличает от западных, в которых такое «воспитательное» значение проявляется довольно редко и только в лучших образцах.

Для японцев идеалом является чистота и невинность. Они считают, что только чистое и невинное сердце может увидеть самую суть мира. Но понятия невинность в христианской культуре и языческой культуре Японии существенно отличаются.  Поскольку здесь нет теории «первородного греха», и понятия чистоты заключаются не в сексуальной непорочности, а в доброте, искренности, сострадании, самоотверженности и любви. Сексуальные отношения вообще не считаются чем-то запретным и предосудительным, но при этом сама любовь в ее духовном смысле– это нечто сокровенное, что не стоит показывать на людях

Но, несмотря на то, что аниме и манга имеют свои стандарты и общие черты, это, пожалуй, один из видов искусств, дающих огромную свободу для собственного творчества, для собственного домысливания и интерпретации сюжета. Такая свобода предоставляется за счет живости и красоты героев, жизненности сюжета. Аниме и манга становятся своеобразным «миром», который начинает жить сам по себе,  вне автора, в который можно погрузиться, но который является и частью реальности, отражая ее. Этим объясняется влюбленность в рисованных персонажей, которая может даже перетекать в специфически японскую болезнь – «двумерный синдром». Только этим можно объяснить огромное развитие додзинси, или Фан арта – произведений поклонников того или иного аниме (отаку) по мотивам любимой истории. Это могут быть как комиксы, так и  просто рисунки и целые романы. Если японское общество ограничено нормами, рамками, чувством долга перед другими, то аниме и мангу можно сегодня назвать своеобразной психологической «отдушиной» для подростков и молодых людей. Это искусство дает возможность уйти в некий мир, в котором нет тех рамок и ограничений, которые есть в реальности, дает возможность развитию воображения и фантазии


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки

delphi