Место синто среди других религий Японии

admin Рубрика: Религии Японии
0

Говоря о синто как отдельной религии, нужно сделать одну важную оговорку. Дело в том, что в японской культуре, как и в других культурах, называемых просвещенными европейцами-христианами «языческими», никогда не было особых конфликтов религиозного характера , и пришлые религии и философские системы, в данном случае буддизм и конфуцианство, не вытесняли старые верования, а мирно сосуществовали с ними, причем у каждого из вероучений была своя «ниша»  — синтоизм, к примеру — это религия семьи, рода. В сфере конфуцианства всегда было регулирование социальных и политических отношений, а делом буддизма был личностный рост отдельного человека. Синтоизм и конфуцианство служили для жизни, буддизм – для того, что будет после нее. Кроме того, эти три религии, плюс элементы китайского даосизма, часто влияли друг на друга, проникали друг в друга. Божества, бодхисаттвы и будды из буддийского пантеона переходили в синто, и наоборот, синтоистских ками объявляли буддами и боддхисаттвами, поэтому сегодня синтоизма в чистом виде, в принципе не существует отдельно от других религиозных традиций Японии.С христианской точки зрения религии Японии, Китая и Кореи — это как бы многоголовое чудовище. Поэтому вряд среднестатистический  японец скажет, что он является приверженцем синто. Стало уже расхожей фразой, что в Японии рождение сопровождается синтоистским обрядами, а похороны – буддийскими. Еще прибавьте к этому модное ныне бракосочетание по христианскому обряду, и выйдет вообще полный шик.Ведь мы имеем дело не с какой-то из авраамических религий, которые, пожалуй, единственные в своем роде требуют четкости и ясности в религиозных убеждениях, а с политеизмом, который был и в Европе, и на Ближнем Востоке до тех пор, пока туда не пришли ислам и христианство. А в политеизме никто никогда не заставляет тебя верить в какого-то определенного бога конкретной религии и четко определять, чей ты приверженец  — Будды,Христа или Конфуция, или же родных богов.

Впрочем, была одна попытка отделить синто от прочих религий. Это произошло в эпоху Мэйдзи (1868 – 1912), как раз тогда, когда Япония взяла себе за пример для подражания могущественные европейские державы, где с идеологией всегда было все четко и ясно. Наряду с единым государством, армией и другими внешними атрибутами сильной империи, было решено сформировать четкую государственную идеологию, которая бы обосновывала легитимность императорской власти ( а по синтоизму, император Японии  — прямой потомок главного божества Аматерасу, бог на земле и верховный жрец синто),превосходство японской нации над другими. Самым удобным для этого средством был синтоизм ,и его сделали «государственной религией», попытались регламентировать, привести в систему и отделить от буддизма, который даже начали слегка презирать как нечто чужеродное для японской культуры. В порыве борьбы за чистоту  и государственного синто были уничтожены многие буддийские святыни,  да и многие мелкие синтоистские храмы были ликвидированы, ушли в прошлое некоторые местные обычаи и верования, которые не имели идеологического значения для тоталитарного государства, где все должно быть единообразно и  просто. Был, конечно, и определенный плюс – именно на это время приходится бум изучения исконной древней религии японцев.

Однако эта искусственная система «государственного синто» долго не прожила. Отчасти это было связано с поражением Японии во второй мировой войне. Под давлением американских властей была принята конституция, в которой государство было отделено от религии, а император Хирохито сделал публичное признание, что он не божество. Это был шок для японской нации. Но отчасти недолговечность такого регламентированного синто была исторически закономерна, ведь синтоизм сам по себе явление слишком многослойное и не имеющее даже четко определенного пантеона божеств и духов, да и долгое время просуществовал в сплаве с другими верованиями, и без них сам по себе полноценно существовать не может.

А вообще синтоизм всегда занимал в этом составном комплексе особое место. Именно синтоизм является тем неизменным, неотъемлемым компонентом японской ментальности, часто неосознаваемым его носителями. Тогда как все остальные учения – конфуцианство, буддизм, христианство – это скорее «фасад», нечто наносное, чем истинная суть японского мировоззрения. Первые два учения хорошо прижились на японской почве, только потому что они неагрессивны по отношению к синто и в некоторых элементах учения близки ему. А христианство на японской почве это нечто совершенно чужеродное , и если современные японцы и заимствовали из него что-то – то скорее некоторые  моральные нормы и обряды, а никак не догматику и мировоззрение, которое перечеркнуло бы саму суть японской ментальности и уничтожило бы все обаяние « японского»


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки