В чем же отличие аниме и манга от западных аналогов?
Строго говоря, роль манга («комиксов») и аниме («мультиков») в Японии существенно шире, чем на роль комиксов и мультфильмов на Западе. Если в европейской культуре комиксы и мультипликация предназначены главным образом для детей и подростков и не отличаются разнообразием жанров, а также не обладают сколько нибудь серьезным сюжетом, то аниме в Японии фактически заменяет кинематограф со всем многообразием его жанров и серьезностью сюжета, а манга — литературу.
Как следствие этого, аниме — это настолько широкое понятие, что по одному сериалу или фильму, нельзя судить о жанре в целом, как по одному фильму нельзя судить о кинематографе в целом, а по одной книге – обо всей литературе. Аниме и манга универсальны, так как они разделяются на множество жанров. Основное различие между этими жанрами состоит в направленности на аудиторию определенного пола и возраста..
«Как уже неоднократно подчеркивалось, аниме по полово-возрастному признаку можно разделить на четыре больших раздела:
- Аниме для детей (кодомо-аниме) – примерно до окончания младшей школы (1-6 классы – до 10-11 лет);
- Аниме для подростков-юношей (сёнэн-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
- Аниме для подростков-девушек (сёдзё-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
- Аниме для молодых мужчин (сэйнэн-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).
Аниме для молодых женщин (дзёсэй-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).»[1]
Особенно ярко и сильно отличие аниме и манга «для девочек» и «для мальчиков», это является чисто японской особенностью, которой больше нет нигде в мире. Многие аниме относятся к одной из двух категорий – аниме «для девочек» («сёдзё») и аниме «для мальчиков» — сёнэн. Как правило, в сёдзё главная героиня – девочка или девушка, упор делается на романтику, на поиск места в обществе, реализации внутренних способностей девушки и ее приспособление к внешнему миру и вообще на все то, что по идее должно волновать девушек. В аниме для мальчиков упор может делаться на приключения, фантастические миры, оружие, роботов, обилие красивых девушек и др. главный герой сёнэн-аниме – как правило, сверстник зрителя, который в аниме меняет свой внутренний мир, преодолевает какие либо препятствия.
Это связано с тем, что в Японии всегда разделялась роль в обществе мужчин и женщин, и до сих пор пережитки этого остаются сильными даже в языке («женские» и «мужские» частицы, обороты речи и пр.). Женщины в Японии занимают особое положение, даже сейчас: они все еще не являются полностью равными мужчинам, им свойственно другое поведение. Даже взгляд на романтические отношения в Японии совершенно другой: считается, что инициатором любовных отношений должна быть девушка, а парень должен только вовремя заметить эти чувства и решить, с кем из героинь ему остаться.
Кроме того, в аниме и манге, как и кинематографе существует градация по качеству, элитарности, массовости, например, фильмы Миядзаки, вообще нарушающие стандарты аниме и являющиеся своеобразным арт-хаусом в аниме, совершенно изысканную и запутанную «Тетрадь смерти» и массовую с виду Сейлормун, в которой тем не менее тоже есть некоторая хитрость, просто невозможно сравнивать, так как это совершенно разные вещи с разной целью сделанные и с исключительно разными мирами…
Нужно заметить также, что у каждого аниматора существует свой собственный стиль рисования, свой «фирменный почерк», что делает аниме еще более разнообразным.
[1] Б. Иванов. Введение в японскую анимацию
Сайт yuki-onna.ru
« История возникновения и развития аниме и манга Общие особенности аниме и манга »