Экономика каждой страны развивается по своему сценарию и характеризуется не только влиянием государства на экономику, но и многими другими факторами: культурными, историческими и экономико-географическими. Особенно это важно учитывать для тех стран, культура которых радикально отличается от западной, например, для Японии. Как ни странно, но проблема специфичности японской экономики была поднята не японскими, а западными исследователями в связи с «японским экономическим чудом» в 70-е годы. Именно этой исключительностью экономики Японии объяснялись высокие темпы промышленного роста и быстрая адаптация экономики к кризисным ситуациям.
Особенности экономического развития Японии определяются рядом факторов:
1. Экономико-географические
Япония – островное государство в Восточной Азии. Ее территория состоит из 4 тысяч островов, протянувшихся более чем на 4 тысячи километров с севера на юг. Площадь – 372 тысячи квадратных километров. Ближайшие соседи Японии – Россия, Корея, Китай и страны Юго-Восточной Азии.
Рельеф — преимущественно горы, покрытые лесами, поэтому население страны сосредоточено на прибрежной линии и равнинах, что предопределило его высокую скученность. Япония находится в сейсмоопасной зоне, поэтому здесь часты землетрясения и извержения вулканов.
Залежи полезных ископаемых в Японии есть (например, угольный бассейн и металлические руды на Кюсю), но их недостаточно и стране приходится импортировать нефть, газ и другие минеральные ресурсы для своей промышленности.
Растительность в связи с климатом очень богата и разнообразна. Основная зерновая культура, выращиваемая в Японии – рис. Однако сельское хозяйство Японии является отсталым из-за малого количества пригодных для его ведения земель и необходимости обрабатывать некоторые участки, расположенные в горах, вручную. В связи с этим сельским хозяйством занимаются мелкие семейные предприятия без помощи наемных работников, и стоимость произведенной в Японии продукции очень высока.
С другой стороны, как морская держава, жизнь которой всегда зависела от даров моря, Япония богата рыбными ресурсами, что определяет картину ее продовольственной промышленности.
2. Культурные: Большое влияние на формирование японской модели экономического развития оказали также культурные факторы. Япония в культурном отношении изолирована от других стран. Хотя большое влияние на формирование культуры Японии оказали ее соседи – Китай и Корея, но ее изолированность от материка позволила Японии, заимствуя элементы других культур, сохранить и элементы своей. По С. Хантингтону, это «страна-одиночка», которая в тоже время является стержневым государством Японской цивилизации.
Менталитет японцев был сформирован смесью трех религиозно-философских учений: заимствованных из Китая буддизма и конфуцианства и национальной японской религии, синтоизма. Эти учения не только не конфликтуют друг с другом, но и находятся в тесном взаимодействии.
Отличительные черты японцев – это ответственность, патриотизм, коллективизм и принижение своего «я», большая роль семейных ценностей, высокая дисциплина, уважение к старшим по званию и возрасту, услужливость и доброжелательность с клиентами. Такие черты японского менталитета сформированы как влиянием конфуцианства, так и маленькой территорией страны и исконной формой деревенской общины в Японии.
Многие специалисты по японской культуре утверждают, что коллективизм в Японии и других странах Восточной Азии, где основной зерновой культурой был рис, сформировался именно из-за того что рис – это культура, которую человек не может посадить в одиночку. Для того, чтобы вырастить его и прокормить себя, люди были вынуждены объединяться в общины. Таким образом, коллективизм был впитан азиатами с молоком матери. Естественно, это повлияло и на развитие экономики: например, породило феномен «кэйрэцу» (группирования предприятий).
Конфуцианскими идеалами и добродетелями «мудрого правления» и социальной ответственности продиктовано активное вмешательсво государства в экономику и процветавший ранее неофициальный институт пожизненного найма.
Люди здесь живут бок о бок и поэтому обязаны уважать друг друга. Отсюда и приоритет социальной сферы для японской экономики. Японцы прекрасно понимают, что не люди созданы для экономики, а экономика для людей. В то же время они большую часть своей жизни отдают работе на процветание своей страны.
Второй аспект японского менталитета – это чуткое и бережное отношение к природе. Оно сформировано синтоизмом, который наделяет божественной сущностью окружающую природу, а также ограниченностью природных ресурсов в Японии. Японцы стараются минимизировать ущерб, наносимый производством окружающей среде. Именно здесь большое внимание уделяется разработке экологически чистых видов транспорта и технологиям энергосбережения. Именно эта черта японцев заставляет их развивать науку и высокие технологии на благо природы.
И наконец, третий, ключевой аспект японского менталитета — это прагматизм, ориентация японского народа на благополучие в этой жизни, на действие, а не отвлеченное философствование. Японцы заимствуют то, что может пригодиться в практической жизни, здесь и сейчас. Их акцент на материальном благополучии, вероятно, не меньше ответственности и коллективизма сыграл свою роль в высоких темпах экономического роста.
Рассмотрев предпосылки для особенностей развития японской экономики, перейдем к основным чертам модели экономического развития этой страны.
· Роль государства в экономике
С одной стороны, может показаться, что роль государства в экономике Японии относительно невелика. Величина государственных расходов невысокая.
Особенность расходов бюджета – низкий процент финансирования национальной обороны и государственного аппарата. Крупнейшие статьи расходов – социальное страхование и пенсии (18-20%) трансферты префектурам (16-18%) и государственные инвестиции в инфраструктуру, что показывает социальную направленность японской государственной политики.
Также невысока и доля государственной собственности. Центральному правительству принадлежат в основном некоммерческие научно-исследовательские институты и лаборатории, Японский фонд культурного обмена и предприятия, оказывающие помощь в разработке лесных ресурсов, разведке нефтяных месторождений, развитии сельского хозяйства. На местном уровне государству принадлежат элементы инфраструктуры: водопровод, канализация, городской транспорт, школы, больницы, строительные компании.
С другой стороны, доля инвестиционных расходов государства довольно высока. Кроме того, государство регулирует экономику как на макро- так и на микроуровне. Государство и крупный бизнес содействуют друг с другом, проводя различные совещания. Государство проводит фискальную и денежно-кредитную политику, тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентацию деятельности естественных монополий.
В итоге Япония – страна с сильной государственной экономической политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности.
· Трудовые отношения.
Особенности трудовых отношений в Японии продиктованы восприятием фирмы как семьи. До недавнего времени в Японии для менеджеров высшего звена существовала система пожизненного найма. Человек всю жизнь работал в одном предприятии, и его зарплата росла по мере увеличения стажа. Это считалось гарантом стабильности и гармоничных отношений с клиентами и партнерами. Это было основной причиной отсутствия рынка труда для высших звеньев управляющих в Японии. Япония отличалась высоким уровнем занятости. Норма безработицы составляет около 4-4,5 %.
(Низкая безработица среди других работников объясняется традициями социального партнерства, высоким качеством обучения персонала на фирме, широким распространением временной работы в сфере услуг.)
Для структуры предприятий Японии характерна большая доля мелкого бизнеса, мелкие семейные фирмы преобладают в розничной торговле, общественном питании, в обрабатывающей промышленности и строительстве.
Еще одним показателем социальной направленности экономики служит небольшая разница в зарплатах для высоких и низких должностей.
· Организация предпринимательства.
Как уже говорилось выше, в Японии весьма распространены мелкие предприятия. Точно такую же долю составляют кэйрэцу — группы предприятий. Доля крупных предприятий в Японии мала, но при этом каждая из таких корпораций является ядром кэйрэцу. Вокруг этого ядра собираются средние и мелкие предприятия. Головная компания занимается не только своей непосредственной деятельностью, но и финансовым и производственным управлением всей группы.
Существование таких группспособствовало защите национального производителя, особенно мелких и средних предприятий и не допускало иностранные фирмы на японский рынок, что помогло интенсивному развитию японской экономики.
· Ориентация на наукоемкие отрасли промышленности и ресурсосберегающие технологии.
В связи с ограниченностью своих природных ресурсов японская экономика вынуждена пользоваться зарубежными. Для того, чтобы обеспечить конкурентное преимущество своей экономики на международном рынке, Япония делает ставку на наукоемкие отрасли: машиностроение, электронику. Раньше ресурсы импортировались ею из-за рубежа, сегодня крупные японские фирмы переносят производство в Китай и страны Юго-Восточной Азии.
При этом особенностью здесь является то, что Япония опережает Запад по прикладным научным исследованиям и отстает по фундаментальным, что может негативно сказываться на развитии японской экономики.
Об ориентации Японии на ресурсосбережение в производстве мы уже говорили выше, но это имеет не только благоприятные экологические последствия, но и положительно влияет на экономику. Так, в 70-е годы, во время «нефтяного шока» в США японские автомобили, требовавшие меньше бензина, выигрывали в конкуренции с американским автопромом, еще не приспособленном к ситуации ограниченности топлива. По этой причине японский экспорт настолько возрос, что приблизился к критической отметке и послужил началом бума японской экономики.
Сайт yuki-onna.ru
« История японского костюма. 1912 — наши дни Япония на пути модернизации »