О японском буддизме

admin Рубрика: Религии Японии
1

До сих пор я не обращала внимание на одну интересную особенность, связанную с японским буддизмом. Все, кто поверхностно знаком с японской культурой, считают, что самое популярное течение среди японцев – это дзэн, поэтому все любители дзэна, приезжающие в Японию, обычно разочаровываются, так как японцы совершенно не интересуются тем, что, казалось бы, составляет стержень японской культуры. Но если знать реальное состояние  буддизма в Японии, то причина такого равнодушия японцев к дзэну становится понятна.

Дело в том, что буддизм вообще очень неоднороден. Только в Японии существует 13 школ и 56 подшкол буддизма, многие из них очень сильно отличаются друг от друга по основной идее. Причем настолько сильно, насколько могут отличаться разные религии, а не просто течения в составе буддизма. Их объединяет лишь особое отношение к Будде. Естественно, буддизм сам по себе очень сложная религия, поэтому не все простые люди могут понять суть изначального буддийского учения. Из-за этого и были созданы течения, «популяризирующие» буддизм и очень сильно отходящие от тех идей, которые проповедовал сам Гаутама.

В Японии сложился интересный феномен: у разных слоев населения пользовались популярностью разные, порой противоречащие друг другу школы буддизма. Например, среди аристократов было широко распространено течение эзотерического (или тантрического) буддизма Сингон, известное и сложной философией, и пышными обрядами. Среди простонародья был наиболее популярен амидаизм (Дзёдосю  — школа Чистой Земли). Это, пожалуй, максимально упрощенная форма буддизма, в которой отрицается его центральная идея – идея самосовершенствования для достижения просветления. В амидаизме гарант спасения – это постоянное повторение имени Будды Амиды, основная цель – обретение Рая Чистой Земли, что очень сходно с христианским вероучением (возможно и само это течение испытало на себе влияние христианства). Амидаизм является самым распространенным течением буддизма в современной Японии. Также очень популярно среди широких масс (и наиболее, кстати, социально активно) движение Нитирэна, в котором главным гарантом обретения благополучия в сверхъестественном мире является почитание определенного священного писания – Лотосовой Сутры. (кстати, именно эту школу при сегунате подвергали гонениям наравне с христианством из-за необычной для Японии религиозной нетерпимости этой школы. Современные подшколы учения Нитирэна ведут очень бурную общественно-политическую деятельность, работу с молодежью… Очень напоминает мне современную позицию Православной Церкви в российской общественно-политической жизни).

Дзэн же был популярен в средневековой Японии у сословия самураев. Как знают все, кто мало-мальски знаком с японской культурой, самурайское сословие было самым привилегированным при сегунате слоем общества. Оно диктовало свои правила в общественной жизни, в искусстве, в нравственных идеалах. Самураи для тогдашней Японии были не просто военным сословием – это была воистину элита общества, можно даже сказать, интеллигенция. Сословие самураев очень ценило именно философию дзэн, в особенности школу Риндзай, которая делает упор на разгадывании коанов – парадоксальных загадок, которые позволяют расширять уровень осознания. Естественно, дзэн пронизал японское искусство, потому что искусством тоже занимается элита общества. Дзэн – это буддизм для элиты. Поэтому понятно, что дзэн всегда был распространен среди меньшинства образованных и талантливых представителей общества по причине того, что для его постижения нужна определенная интеллектуальная и даже сверхъинтеллектуальная работа. Простонародье же как всегда предпочитает сугубо утилитарные виды вероучения – те, над которыми не надо думать, не надо работать, те, которые перекладывают ответственность с тебя на учителя\бога и т п.

Ясное дело, что с отменой господства военного сословия в Японии и его философия перестала быть господствующей, а главенствующее положение заняли амидаистские школы и школа Нитирэна, наиболее легко понимаемые широкими массами.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Один отзыв на «О японском буддизме»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки