Этика синто

admin Рубрика: Религии Японии
0

Если говорить об этике синто, то в европейском понимании четко сформулированных  этических правил в синто не существует.

Центральное понятие синто касаемо ритуала – это чистота (киёси), необходимая для общения с богами, причем чистота в большей степени физическая, чем духовная (опять же ,если смотреть на это с точки зрения европейской морали). Поэтому перед посещением божества в храме всегда совершают омовение рук и рта (мисоги) и избавляются от суетных мыслей.

Нечистота (кэгарэ)– это смерть, кровь, любая грязь. Если возникло такое состояние нечистоты, то эту нечистоту необходимо устранить с помощью очищения (хараэ) и поста (ими). Людей, у которых в семье кто-то умер, определенное количество дней не допускают до посещения храма и императорского дворца. Так же как женщин, у которых месячные(кстати, в Ветхом Завете женщинам в эти дни тоже запрещено посещать храм), или тех, у кого на теле есть ранения. Также нечисто и рождение, потому что оно связано с кровью. То есть для синто важна целостность, неповрежденность и чистота тела, помещения в первую очередь, а потом уж чистота мыслей.

Есть  в синто понятие цуми, которое часто переводят как грех, хотя на самом деле это не грех в христианском понимании, а скорее нарушение гармоничного порядка вещей, так как к цуми относятся, например заболевания, стихийные бедствия и другие явления, в нашем понимании не зависящие от воли человека. Хотя болезни и бедствия могут насылать боги за недостаточное внимание к себе, или «гневные духи» умерших людей, которые унесли с собой в могилу какие-то обиды и неудовлетворенность. Христианский бог  тоже насылает подобные напасти за поклонение другим богам  и прочие действия, квалифицированные в библии, как «грехи», а может и просто кого-нибудь испытывать на прочность. Но христиане по жизни страдают комплексом неполноценности перед своим богом и испытывают вину всегда, их грехи надо искупать постоянно, тогда как в синтоизме наказание богов вполне конкретно, ситуативно, и после того, как человек исправил свою ошибку, он уже не мучается совестью по поводу своей низменной природы, потому что между ками и человеком нет такой глобальной пропасти, и люди это по сути те же ками.

Правильность же и неправильность определенного поведения вообще  диктуется конкретной ситуацией. Так,убийство– это не всегда плохо. Оно может быть благом в том случае, если человек заслужил смерти. Сексуальные отношения вообще не считаются чем то неправильным и плохим, так как служат продолжению рода, а непрерывность рода – это краеугольный камень синто, так как люди не сотворены, а рождены богами. У каждого рода есть божество-предок. А раз так, то человек изначально безгрешен, а зло – это нечто чужеродное, что вторгается в его жизнь, а не присущее человеку от рождения.

Поэтому, пожалуй, одной из неписаных моральных установок синто, следующих из самой природы верований. является  забота о преемственности поколений, память о предках и стремление оставить после себя потомков, Которые будут продолжать поддерживать эту память о предках. Синто способствовал зарождению морали коллективизма, послушности старшему в роду и клановости, так как  ками покровительствовуют не человеку как личности, а всему роду в целом, всей местности в целом, всем представителям данной професии в целом. Конфуцианство только закрепило «сыновнюю почтительность» и «социальное поведение» японцев.

Однако, по мифологии синто, боги родили (именно родили, а не сотворили) не только людей, но и горы, острова, и вообще все, что только есть на земле. Таким образом, природные объекты (в особенности горы, камни, деревья и др.) приравниваются к людям и обладают душой, то есть рассматриваются как живые существа. Поэтому вторая неписаная моральная установка синто – это почитание природы, непричинение ей вреда.

Итак, если подвести итог, то синто можно назвать религией, которая скорее нацелена на гармонию человека с обществом и природой, нежели на его противостояние тому и другому, на встраивание в этот мир, нежели на разрыв с ним. В этическом плане синто в большей степени позволяет человеку руководствоваться собственной совестью, а не слепо верить предписаниям. К тому же оно не грозит никому вечными муками в аду и не сулит райское блаженство. У любого человека, вне зависимости от его моральных качеств, только одна посмертная участь – стать одним из ками-предков своего рода, а для особо выдающихся людей – перейти в разряд более крупных общенациональных божеств.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки