Эпоху Муромати можно назвать периодом расцвета японской живописи тушью. Сёгунский дом Асикага поддерживал учение Дзэн, в это время достигла расцвета «литература пяти монастырей», и из монастыря Сёкокудзи в Киото, который принадлежал дому Асикага, вышло множество монахов-художников, начиная с Дзёсэцу 如拙, Сюбуна 周文, Сэссю и других. Минтё 明兆 из монастыря Тофукудзи создавал масштабные произведения от раскрашенных буддийских картин и заканчивая живописью тушью. Восьмой сёгун Асикага Ёсимаса не интересовался политикой, а вложил все силы в развитие культуры и коллекционировал, оценивал привезенные из Китая картины и посуду для чайной церемонии. Тогда в Японии больше всего ценились картины художников династии Южная Сун, таких как Ся Гуй 、馬遠 Ма Юань、牧谿 Му Ци, 梁楷 Лян Кай. Они больше ценились в Японии, чем в Китае. Также в это время более престижной считалась живопись тушью и хотя в это время было создано много расписных ширм в традициях Ямато-э, они стали предметом исследований только во второй половине 20-го века. Если до 14 века главной темой живописи были портреты тиндзо, портреты патриархов, «цветы и птицы», то в 15 веке и в Японии стали рисовать классические китайские пейзажи сансуй в полном смысле этого слова.
Самый первый из японских сансуй — это «Гуси, летящие над пустынной равниной» 平沙落雁図』(частная коллекция), подписанный именем «Сикан».
На этой картине также стоит подпись монаха Иссана Итинэна родом из Китая, поэтому картина могла быть создана не позже года его смерти, 1317. внизу картины стоит красная подпись «Сикан», видимо, это имя художника, однако о его биографии ничего не известно. В этой картине есть еще недостатки, приемы живописи тушью еще не освоены в полной мере, отсутствует чувство перспективы. Спустя столетие в начале 15 века будет создан целый ряд произведений в жанре «сигадзику» 詩画軸(свитки со стихами и живописью). Сигадзику делались на вертикальных свитках, в нижней части которых был изображен пейзаж сансуй, а в пустой верхней части писали китайские стихи, связанные с живописной темой свитка.
Самым ранним из таких свитков считается «Молодая луна над тростниковыми воротами»(саймон-сайгэцудзу) (1405 год), находящийся ныне в музее Фудзита. Темой этой картины стали стихи , и продолжая поэтическое вступление, в верхней части свитка написали свои стихи 18 монахов, так что большее пространство свитка занимает текст, нежели живопись.
Наиболее известные свитки сигадзику, созданные в первой половине 15 века «Хижина в долине» (『渓陰小築図』、Кэйин сётику-дзу) кисти Минтё, «Чтение в бамбуковой хижине» (Тикусай докусёдзу『竹斎読書図』)、 «Лазурь и скала»『水色巒光図』(Суйсёку –ранко:) — приписывается Сюбуну. В это время были широко распространены свитки, темой которых была уединенная хижина(«рабочий кабинет»), окруженная пейзажами, которая была идеальным местом для образованных людей.
В эту эпоху становятся известны имена и манера письма различных художников.
Известно несколько работа монаха-художника из Сёкокудзи, Дзёсэцу, самая известная из которых – «Ловля сома тыквой-горлянкой» 瓢鮎図』(Хё:нэн-дзу、Киото, Тайдзоин. Также много осталось произведений – свитков со стихами, ширм с пейзажами, приписываемых Сюбуну, тоже монаху Сёкокудзи, о котором из литературных источников известно, что он преуспел как придворный художник сёгуната, но нет ни одного произведения, которое можно точно отнести к его творчеству.
во второй половине 15 века в художественном мире появляется Сэссю 雪舟(1420 — 1502/1506), который не только является одним из наиболее известных мастеров живописи тушью, но и одним из наиболее известных художников Японии.
Сэссю был родом из провинции Битю (современная префектура Окаяма), и происходил из местного самурайского рода. Приехав в столицу, он стал монахом Сёкокудзи、а после переехал в Ямагути. В начале смуты Онин(1467-1477гг)и до ее конца три года пребывал в Китае. Вернувшись на родину, до 80 лет творил преимущественно в странствиях по префектурам Ямагути, Оита.
В 1495 году, когда ему было 76 лет, он написал на картине «Хабоку сансуйдзу», подаренной своему ученику Соэну、「Я отправился в Мин, чтобы учиться китайской живописи, но там не нашлось подходящего учителя» и хвалил своих старших товарищей Дзёсэцу и Сюбуна. Эта надпись – самая первое что сказали японские художники о своем творчестве, и в ней можно увидеть самомнение японского художника. Адаптировав влияние китайской живописи, Сэссю создал свой стиль живописи тушью, темой картин были реально существующие японские пейзажи, такие как «Вид Ама-но хасидатэ»『天橋 立図』.Кроме того Сэссю оставил после себя множество учеников, среди которых Сюгэцу 秋月из провинции Сацума, Соэн 宗淵 (монах-живописец из монастыря Энкакудзи в Камакура), каждый из которых вернулся на свою родину и работал там. И в этом аспекте можно сказать, что Сэссю оказал огромное влияние на японскую живопись.
В эпоху Муромати много художников появилось и в провинциях, и большинство из них имели самурайское происхождение. Наиболее известный из них – Сэссон 雪村, происходивший из самурайской семьи Оита провинции Хитати (префектура Ибараки). Сэссон ушел в монахи и стал художником, продолжал работать до 80 лет в районе Канто и Айдзу, но среди его работ множество обладают отпечатком самурайского происхождения художника.
В эту эпоху было много и других известных художников, например, Сога Дзасоку 曾我蛇足、Сё:кэй 松谿、Гакуо: Дзо:кю:岳翁蔵丘、но об их биографии практически ничего не известно. Семья советников Ами 阿弥 (Ноами 能阿弥, Гэйами 芸阿弥, Соами 相阿弥, служивших дому сёгунов Асикага,(занимались оценкой китайской живописи и работали консультантами по искусству)также оставили картины в стиле суйбокуга.
Сайт yuki-onna.ru
« Суми-э. Ранний период (Эпоха Камакура) Основная концепция японского искусства »
8 декабря 2011 14:09
Хороший пост! Очень информативный.
В тему могу также порекомендовать свой сайт: http://www.japanmeiji.ru 🙂