Школа Бундзинга (Нанга)

admin Рубрика: Японская живопись
0

Бундзинга (文人画, кит вэньженьхуа, другое название нанга 南画) живопись «литераторов». «Литераторами» в период Сун называли группу чиновников, занимавшихся искусствами. Вэньжень рассматривали искусство как эмоциональную отдушину в часы досуга. В живописи они противопоставляли себя профессиональным художникам Императорской академии как по стилю (тушь стала их основным средством выражения, сам стиль более мягкий и эскизный, поскольку эта техника в большей степени соприкасалась с каллиграфией), так и по положению (они не получали деньги за свои произведения). К ведущим мастерам этого течения причисляют Су Ши, Ми Фу, Ми Ю-женя, Хуан Тин-цзяня, Вэнь Туна. В период Южная Сун это художественное направление близко соприкасается с культурой чаньских монастырей, так как многие чиновники после изменения политической ситуации при монгольской династии Юань ушли в монастыри, кроме того, мировоззрение чань близко мировоззрению вэньжэнь. Принципы вэньжень оказали огромное влияние на живописцев династии Юань, таких как У Чжэнь, Ли Кань, Ни  Цзань, чьи картины высоко ценились японскими коллекционерами эпохи Муромати. При династии Мин живопись и каллиграфия в стиле вэньжень описываются уже как отдельная художественная школа Южного Китая в районе Сучжоу, в Японии же восходящий к ней стиль живописи получил название бундзинга или нанга. Термин предложен китайским художником и искусствоведом династии Мин, Дун Цичаном. Он критиковал профессиональных художников за то, что они придерживаются лишь техники, и ценил произведения, отражающие индивидуальность и душу художника. Согласно Дун Цичану, академическая живопись по происхождению близка живописи Северной Династии Сун, а «живопись образованных людей» —  к живописи Южной Сун («южной живописи»). Эта точка зрения оказала большое влияние на историю китайской живописи, но целью данной теории было отчасти и  противопоставление «живописи образованных людей» академической живописи, поэтому в ней есть определенная доля субъективизма. Согласно его трактовке, «живопись образованных людей» ведет свое начало от Ван Вэя, художника эпохи династии Тан. Живопись данной школы пришла в Японию в эпоху Муромати, но в то время большинство художников придерживались северного академического стиля, поэтому она достигла расцвета и оформилась в отдельное направление лишь  с середины эпохи Эдо. В эпоху Эдо сёгунат Токугава, чтобы поддерживать в обществе лояльность к своему правлению, открыл конфуцианские центры, и возрождается интерес к китайской культуре. Однако любовь к китайской культуре вызывает что то вроде кризиса среди японских ценителей китайского искусства. Они обнаружили, что в погоне за копированием различных стилей утратили настоящую сущность китайской живописи. В отличие от Китая, где данное направление было распространено среди ученых чиновников, в Японии, где такой класс отсутствовал, бундзинга стала средством для отхода от традиций самого разного плана: она была воспринята недовольными самураями, новым поколением ученых, монахов, врачей, торговцев и профессиональных художников. Среди первых художников этой школы в Японии – Гион Нанкай, Янагисава Киэн, Сакаки Хякусэн. Наиболее известные художники периода Эдо – Икэно Тайга, Ёса Бусон, Тани Бунтё, Ватанабэ Кадзан, Урагами Гёкудо. В эпоху  Мэйдзи живописи бундзинга получила низкую оценку Эрнеста Феноллозы и Окакура Тэнсина, возглавлявших художественные круги того времени, и хотя в это время еще были художники, работавшие в стиле нанга , такие как Ногути Сёхин и  Томиока Тэссай, она в конце концов пришла в упадок.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки