Положение женщины в Японии, часть 2.

admin Рубрика: О стране
0

С приходом к власти сёгунатов  под влиянием военного правительства и интенсивного заимствования китайских обычаев и особенностей социального строя произошло окончательное закрепление патриархата в Японии. Разряды и классы общества были закреплены в неподвижных рамках.  Пика этот процесс достиг при сёгунате Токугава. Если в эпохи Камакура и Муромати женщина еще должна была быть сильной и уметь постоять за себя, быть опорой для мужа, то в период правления Токугава ее низвели до роли служанки, сексуального объекта и лона для продолжения рода. Всякой деятельности женщин, кроме ведения домашнего хозяйства, был положен конец. Женщин стали учить только основам счета и письма, кулинарии, вышиванию, ткачеству, чайной церемонии, икэбане, игре на музыкальных инструментах (вероятно, занятия искусством были данью прошлым эпохам, когда женщины еще занимали хоть какое-то место в создании культуры). Умственным их развитием пренебрегали, зато  настойчиво напоминали о трех правилах женского повиновения: родителям в детстве, мужу в браке и  детям в старости.ee5ef1c8a809

 Период Эдо (1603-1868)

Гессе-Вартег пишет, что в Японии увидеть женщину на улице было более просто, чем в исламских странах, Китае или Индии. Женщины здесь  не  были стеснены в движениях, лица их не скрывались. Семейная жизнь также была вся как на ладони – многие дома были с открытыми стенами. Японские женщины не стеснялись наготы и мылись в общественных банях вместе с мужчинами или в бочке прямо на улице. (Вместе с тем, их возмущали европейские наряды с открытой грудью). Выглядели они как миловидные и приветливые особы, всегда улыбающиеся.

Однако за этим красивым фасадом скрывалась полная несвобода женщин в обществе периода Эдо. Отцы и мужья богатых семейств прятали от всех своих жен и дочерей, не позволяя им контактировать с окружающими, а на улицах можно было увидеть только девушек легкого поведения и  обслугу. В японском обществе позднего феодализма наследником считался мужчина, и рождение одних девочек в семье считалось большим несчастьем, так как некому будет продолжать род и наследовать имущество. У женщины не было никакого собственного имущества, кроме ее платьев и утвари, и она вынуждена  была с улыбкой терпеть то унизительное отношение, которое ей оказывалось со всех сторон.

Для них были закрыты все профессии за редкими исключениями, в основном, для представительниц низших классов. В гостиницах, частных домах и чайных домиках было много служанок. Легче было представительницам низших классов из деревни, мелких крестьян и торговцев, которые не обладали имуществом – там они трудились  наравне с мужем, и часто жена обретала власть.

Как и в любом патриархальном обществе, в Японии раньше это обосновывалось тем, что у полов есть от природы данные способности, и в семье каждый выполняет функцию, которую целесообразно выполнять: муж должен работать вне дома, а жена заниматься домашним хозяйством и детьми. Потому считалось постыдным для мужчины эксплуатировать деньги жены. Муж являлся хозяином всего семейства, которого должны слушаться и уважать. Он обладал всеми правами и свободами, а жена – нет. Ее влияние на мужа могло оказываться только косвенно, благодаря ее влиятельным братьям и отцу, только из уважения к которым муж не переступал пределов. Только поэтому обращение к жене с бранью и побоями было редкостью.

Система моральных приоритетов японцев того времени покажется современному европейцу странной. В моменты опасности, если что-то угрожало жене и родителям, муж делал выбор в пользу родителей. При этом в той же ситуации жена должна прежде всего думать не о своих родителях, а о родителях мужа.

В японском этикете было не принято открыто хвалить свою жену, проявлять к ней нежность (это объясняется тем, что жена в японской культуре является как бы частью коллективного «я» главы семьи и хвалить ее —  значит хвалить себя).  По той же причине в речи о своей семье мужчина употребляет уничижительные эпитеты для называния членов семьи, в т. ч. и жены. Словесные комплименты редки даже у по-настоящему влюбленных. Жена редко показывалась с мужем в обществе, дома не обедала с ним вместе. Проявления нежности, в том числе поцелуи, объятия казались японцам в то время дикостью. Не было и привычных нам правил  европейского этикета, в котором женщине нужно уступать и помогать. В японском этикете женщина ведет себя по отношению к мужчине как служанка, то есть должна, например, поднять уроненный мужчиной предмет, в то время как в той же ситуации  должна обслуживать себя  сама. При знакомстве женщину даже сейчас представляют последней. Европейские путешественники неоднократно жаловались на отсутствие романтических отношений, любви в японских семьях. Это и неудивительно: ведь браки заключались не по любви и считались всего лишь долгом перед обществом, связанным с продолжением рода. Любовь была чем-то исключительным и внесемейным. Право на любовь было только у мужчины: он мог позволить себе романы с женщинами из веселых кварталов. Бывали и случаи, когда чувства влюбленных молодых людей, которые не могли быть вместе по тогдашней морали пересиливали их долг перед обществом, и они совершали двойное самоубийство, чтобы остаться вдвоем. Но это порицалось.

 07bfc7ad8a6c

Пора с возраста от 14 до 17 лет – самая счастливая для девушки, так как в это время она еще не замужем и родственники окружают ее заботой. Как только она достигает возраста замужества, ее стараются быстрее выдать замуж. Невесту выбирает жених с помощью своего женатого приятеля, и при этом важнее согласие родителей девушки и симпатия молодого человека, а о чувствах самой девушки редко кто заботится. После нескольких месяцев жених может вернуть девушку обратно. В брачном обряде она надевает белое – цвет траура, что символизирует ее смерть для своей семьи. Также по старинным обычаям, которые начали вымирать к эпохе Мэйдзи, но еще часто встречались в деревнях, вышедшая замуж сбривала брови и чернила зубы.

В редких случаях, когда в семье одни девочки, девушка влияет на выбор мужа для себя – отец спрашивает о ее вкусах и советуется с ней. Если дочь одобрила выбор, то происходит свадьба, но в таких случаях муж играет такую же жалкую роль, как обычно жена. Он должен отказаться от своей фамилии и принять фамилию жены, переселяется в дом ее семьи и во всем смиренно ведет себя там. На это, однако идут только совсем бедные юноши.

Если муж слишком молод, чтобы иметь свой дом, то пара живет у его родителей, которым жена должна беспрекословно повиноваться. и терпеть даже когда они бранят ее. Поэтому женщина, у которой нет в живых свекра и свекрови, считается счастливой – у нее на одного хозяина меньше.  Свадебному ритуалу не придается большого значения, на жену смотрят как на главную служанку мужа, потому считается безразличным, когда кто-то из знакомых женится. Муж после свадьбы живет так же как жил холостым, от него не требовалось любви и верности.  Он мог приводить домой наложниц, проводить вечера вне дома. После рождения первого ребенка муж часто отдалялся от жены, заводил любовниц, а женщина должна была молчать и не выказывать свое недовольство. При этом от жен требовалась верность: японские женщины строго соблюдали супружескую верность даже после смерти мужа, а некоторые даже совершали самоубийство после его смерти.

 Жена обязана была прислуживать мужу во всем – выслушивать его с улыбкой, ухаживать за ним, готовить еду, шить одежду, поддерживать порядок в доме и даже помогать мужу одеваться и раздеваться. Для богатой женщины составляло предмет особой гордости сделать то, что обычно делает прислуга. Японские моралисты предписывали женщинам вставать рано и ложиться поздно, весь день заниматься домашним хозяйством, не тратить время на развлечения и удовольствия, не употреблять много вина и чая и не увлекаться религией. То есть фактически им закрывался путь к духовному развитию. Некоторые предписывали им контролировать свое тело даже во сне.

У низших классов общества жены менялись очень часто, в более аристократических семьях разводов намного меньше, но не из-за верности и любви мужа, а из-за того, что его жена происходила из аристократической семьи и занимает слишком подчиненное положение, чтобы мешать ему.

В случае развода женщина разлучалась с детьми и отправлялась в дом родителей. Развод  по тогдашним законам мог быть инициирован мужчиной в случаях непослушания, бездетности, порочности, ревности, неизлечимых болезней, болтливости, склонности к воровству.

Единственной альтернативой браку для тогдашней женщины среднего класса было  в лучшем случае стать гейшей, в худшем – проституткой (некоторые нуждающиеся родители даже сами продавали своих дочерей в публичные дома).  Конечно, гейша получала определенное образование, должна была разбираться в искусстве, литературе, а не только быть красивой и приветливой. Но это не значит, что в гейшах в отличие от жен, ценили личность женщины. Функции куртизанок также сводились исключительно к услаждению мужчины, только не сексуальному, а интеллектуальному. Все ее знания были нужны для того, чтобы она могла поддержать разговор с клиентом. Как и в любом патриархальном обществе, женщина превратилась в украшение,   объект, не имеющий статуса самостоятельной личности. Об объективации женщин мужчинами в период Эдо свидетельствует один из распространенных жанров традиционной японской гравюры укиё-э – портреты красавиц из веселый кварталов, эротическая гравюра.

Реформы Мэйдзи (1868-1912)

Под влиянием европейской цивилизации ситуация стала немного меняться. В городах в эпоху Мэйдзи японцы прониклись европейским отношением к женщине и считали глупым выгонять жену из дома.  Также стала порицаться полигамия, однако не исчезла совсем. Новый гражданский кодекс, принятый в эпоху Мэйдзи, признает проведение развода по соглашению сторон или по суду. Большинство причин развода, которые были в старом кодексе, в новом отсутствуют, зато двоеженство, нарушение супружеской верности, злонамеренное оставление, жестокость, грубое оскорбление, исчезновение из дома – служат главными поводами для развода.

Был поднят вопрос о женском образовании. Первые школы для девочек были открыты христианскими миссионерами. Правительство сделало обязательным для мальчиков и девочек от 6 до 12 лет посещение начальной школы. Женское образование было поставлено очень хорошо с 1884 по 1891 годы, после этого снова наступил откат к прошлому.  Многие были недовольны тем, что девушки стали обладать более широким кругозором и духовной независимостью, конфликтуя с родителями, и публика была убеждена ,что образование разрушит традиционный уклад, где женщине отводилась роль домохозяйки. Под влиянием этой реакции было поставлено на первый план нравственное воспитание женщин. Целью образование стало практическое воспитание, чтобы сделать из женщины идеальную жену.

20 апреля 1901 года открылся женский университет – первое учреждение такого рода не только в Японии, но и на всем востоке.

В нем были факультеты домоводства, английской и японской литературы. Как видно, уклон делался на гуманитарное образование и ведение хозяйства, а не на точные науки. Также в университете прилагали все усилия, чтобы женщины по возвращению из института не растеряли навыков ведения домашнего хозяйства в университетском общежитии, которое принадлежало ведению студенток. Тем не менее, к 1901 году обществом была признана необходимость воспитывать японских женщин не только как полезное орудие, но и как гражданина, человеческое существо, способное к развитию.

Вместе с тем, требования к женской образованности в период Мэйдзи обосновывались тем, что женщина теперь не просто слушалась мужа, а была его опорой и наравне с ним занималась воспитанием детей. В этот же период возник термин «Рёсай-кэмбо» — хорошая жена и добродетельная мать, подразумевавший, что женщина должна уметь вести хозяйство и рожать много детей.

Послевоенная Япония

В послевоенной Японии еще сильнее стали тенденции сближения с западной культурой в отношении к женщинам и институту брака. Так, стало больше браков по любви и меньше договорных браков, по закону женщины получили равные права с мужчинами. Поощрялось участие женщин в бизнесе. Однако это не значит, что старые традиции на сегодняшний день совсем отмерли. В обществе все еще сильны конфуцианские установки, по которым основной удел женщины – это семья, дети и домашнее хозяйство, а мужчина должен заниматься работой. Поэтому даже допуская женщину до бизнеса, общество запрещает ей в чем либо превосходить мужчину, а выходя замуж и рожая детей, многие японки теряют работу и  возможность социализации. До сих пор идеал японской женщины – терпеливая, хозяйственная и покладистая, и покладистость японок отмечают многие европейцы. Вместе с тем, в семье по прежнему не принято открытое выражение чувств к жене, многие мужчины усматривают в жене роль матери, которая будет обеспечивать ему домашний уют, но он при этом не обязан относиться к ней с должным уважением.

Как и в России, на  многих работающих девушек в Японии ложится двойная нагрузка: домашнее хозяйство по-прежнему в их ведении, тогда как работающий мужчина часто не берет на себя это. Есть даже термин «величественный мусор», которым обозначают мужа, не помогающего по дому после работы.

Как и на Западе, в Японии индустрия детских игрушек направлена на то, чтобы воспитывать мальчиков и девочек по-разному («типично женские» игрушки – швейные машины, куклы в красивых нарядах), индустрия красоты призывает девушек тщательно ухаживать за внешностью, сидеть на диетах, пользоваться косметикой.

**

Как видно из всего вышесказанного, положение женщины в разные эпохи в Японии постепенно менялось, и с каждой эпохой вводилось все больше ограничений для нее. Однако даже в самые патриархальные времена женщины вносили свой вклад в развитие японской культуры. Так, даже у истоков японского театра Кабуки, в котором женские роли играют мужчины, стояла жрица по имени Окуни, а одной из известнейших поэтесс в жанре хокку стала Тиё, ученица школы Басё.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки