В середине 17 в. в Японии сложился специфический вид изобразительного искусства, который получил название укиё-э. Укиё-э дословно переводится как «картины изменчивого мира». Под этим термином подразумевают искусство японской гравюры, основными темами которой являлась повседневная жизнь, в связи с чем этот вид искусства получил такое название.
Вообще, и название укиё-э, и сама технология гравюры имеют буддийские корни.
в «Анналах Японии» (Нихонсёки), 720 г. сообщается об изготовлении по императорскому указу миллиона маленьких пагод с вложенными в них заклинаниями дхарани, отпечатанными в технике ксилографии. Эти дхарани являются первыми дощедшими до нас памятниками японского ксилографического искусства. Сама по себе техника ксилографии использовалась для печатания буддийских книг.
Однако такую ксилографию еще нельзя назвать укиё-э. В буддийской философии термин укиё-э имел негативный оттенок, обозначая бренный мир как обитель страданий и горестей. В этом мире все исчезает, и поэтому он не более реален, чем сон.
Однако с 17 века акцент переносится с негативного аспекта изменчивости мира на позитивный..
Теперь мир понимается не как обитель страданий, а как источник всевозможных развлечений и удовольствий, которыми нужно успеть насладиться в течение своей жизни.
Асаи Рёи пишет об этом в своей книге «Укиё-моногатари» (Рассказы изменчивого мира,1661 г.):
«В прошлом слово укиё-э применялось для обозначения бренной жизни, в которой все свершается вопреки надеждам человека, теперь же оно приобрело значение «изменчивый» вместо «бренный» и само понятие укиё стало обозначать манящие извивы судьбы человека в ту счастливую пору, когда он живет мгновеньем, весело покачиваясь на волнах неведомого, точно тыква на воде»
Предпосылками возникновения этого вида японского искусства стало то, что к 17 веку Япония после периода междоусобных войн была объединена под властью сёгуната Токугава, и в стране наступил долгожданный мир. росло городское население, развивалась торговля, самым крупным городом, политическим и культурным центром страны стал Эдо (современный Токио). Все это обусловило усиление «третьего сословия» тёнин – купцов, ростовщиков, людей с практическим и реалистическим складом ума.
По причине того, что долгое время страна не вела войн, воинское сословие не занималось своими основными делами, и многие самураи занимались преподаванием, шли в искусство.
В то же время политический режим и идеология шли вразрез с реальным положением страны.
Опасаясь падения режима, сёгунат принимал различные меры, чтобы законсервировать существующее положение вещей: так, было закреплено привилегированное положение воинского сословия ,а все остальные сословия были ограничены в возможности социальной активности. Купцы были признаны одним из самых низких сословий. Сёгунат вводил различные ограничения, предписывая строгие нормы поведения в еде, одежде, передвижении, архитектуре и других областях, любые отклонения от которых жестоко карались. Кроме того, сёгунат изолировал Японю от остального мира, запретив иностранцам за исключением китайцев и голландцев, находиться в Японии и вести торговлю.
Таким образом, лишенные возможности диктовать свои правила в социальной жизни, купцы, обладая достаточным количеством свободных денежных средств, могли лишь предаваться разнообразным удовольствиям, которые предоставляла городская жизнь.
Такими развлечениями были в основном посещение театра Кабуки, состязания борцов сумо и визиты в квартал публичных домов Ёсивара. Это определило основной сюжетный ряд укиё-э: портреты актеров, куртизанок, борцов сумо, а также разнообразные жанровые сценки, изображающие повседневную жизнь города.
Сайт yuki-onna.ru
« Основная концепция японского искусства Укиё-э. история развития »