Основная концепция японского искусства

admin Рубрика: Японская живопись
1

Восточная и западная культура находятся в контрастных отношениях из-за того, что в основе их лежат различные философские концепции. Если на Западе привыкли искать Истину вне себя, то на Востоке получила развитие совсем другая идея – все находится в нас. Если в христианстве считается ,что необходимо преодолеть несовершенство бренного мира. то на Дальнем востоке этот мир и все что в нем есть – природа, люди – обожествлялось и считалось священным.

Классический буддизм по своей сути исходил из того же утверждения что и христианство – что необходимо преодолеть несовершенство бренного мира, вырваться из цепи рождений и смертей, обрести Вечность. Однако попав в Китай и Японию, данная концепция обрела свою противоположность: теперь считалось ,что именно в дхармах (то есть проявлениях материального мира, человеческих чувствах, в природе и т д) и есть корень Вечности. Это во многом определило дальнейшее развитие восточного искусства, отношения к жизни и «духовным ценностям». На Востоке духовное и материальное —  неразделимы. Это часто вызывает непонимание высоколобых западных богословов и философов. Потому что такая концепция просто не может умещаться в голове у западного человека. Хотя в современном мире акценты конечно несколько сместились за счет некоторого взаимопроникновения культур, но все же иногда традиционалистское мышление берет верх.

Но именно понимание этой концепции в первую очередь  — единственное что может привести и к пониманию менталитета японцев, в чьей культуре данная концепция выражена особенно сильно. Это поможет понять искусство пейзажа сансуй, который на взгляд европейца кажется не более чем пейзажем. поможет понять. почему в японском искусстве утилитарное и прекрасное неразделимы, поможет понять искусство японской гравюры, иронию дзэнской живописи, понять что цветы, птицы, деревья. которые являются традиционными мотивами для дальневосточной живописи – это не столько изобраджения реальных объектов природы, сколько символы.

Ведь раз высокое имеет корни в низком, раз природа Будды во всем, то чувства и настроения человека легко приравнять к материальным проявлениям природы. Данная символическая система живописи подкрепляется не только буддистскими. но еще и родными японскими концепциями синтоизма, в котором ками (то есть сверхъестественная сила, хотя это слово не совсем верно переводят как «бог») находится повсеместно.

Во многом, чтобы понять принципы японской эстетики, нужно перестать мыслить стереотипами  и предрассудками, заложенными своей собственной культурой. А точнее несколько абстрагироваться от них. Точно так же это касается и всех остальных аспектов японской культуры, начиная от языка и заканчивая поэзией и литературой.


Сайт yuki-onna.ru

« »

Один отзыв на «Основная концепция японского искусства»

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Рекламные ссылки